Главная 24 Важные советы 24 Правовое положение и статус иностранцев в РФ

Правовое положение и статус иностранцев в РФ

Правовое положение иностранцев

Правовое положение и статус иностранцев в РФ

  • Место конституционного права в системе права
  • Конституционное право как наука
  • Наука конституционного права, её понятие и предмет
  • Система конституционного права
  • Источники и методы науки конституционного права
  • Конституция США
  • Права и свободы человека и гражданина
  • Основы конституционного строя РФ
  • Международное право о правах человека

Правовое положение иностранцев

В результате проводимого Российской Федерацией курса на преодоление тоталитарного изоляционизма и интеграцию страны с мировым сообществом на территории Российской Федерации стало проживать постоянно и временно много иностранных граждан и лиц без гражданства. Конституция РФ устанавливает, что они пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами. Исключения возможны только в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ). Роль закона, регулирующего правовое положение иностранцев в России, выполняет Федеральный закон О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (в редакции от 29 декабря 2010 г.).

Иностранными гражданами в России признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства наличия гражданства иностранного государства. К ним приравниваются лица без гражданства и те лица, которые имеют вид на жительство.

В понятие иностранные граждане включаются разные категории лиц с иностранным гражданством, а также без гражданства. Это могут быть сотрудники дипломатических и консульских представительств (и члены их семей), постоянно проживающие в России иностранные граждане, если они имеют на то разрешение и вид на жительство, а также лица, временно пребывающие в России (члены экипажей иностранных самолетов и морских судов, туристы, бизнесмены, деятели науки и культуры, родственники российских граждан и др.). Особую группу составляют беженцы, правовое положение которых регулируется специальными актами.



Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Это касается их личных прав (неприкосновенность личности и жилища, свобода совести и т. д.), а также экономических, социальных и культурных прав, если они предусмотрены для неграждан (право на экономическую деятельность и частную собственность, трудовую деятельность, отдых, охрану здоровья, социальное обеспечение, образование, участие в общественных организациях, пользование достижениями культуры и проч.). Постоянно проживающие иностранные граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме. Но они лишены тех прав, преимущественно из категории политических, которые согласно российской Конституции и законам предоставляются только гражданам РФ (занятие некоторых государственных должностей, участие в политических партиях, право избирать и быть избранными в органы государственной власти, участие в референдумах и др.). Существуют некоторые ограничения прав, например свободы передвижений. Иностранный гражданин вправе защищать свои права всеми предусмотренными Конституцией РФ средствами, включая право на обращение в суд.

Тот же принцип лежит в основе определения обязанностей иностранных граждан. Эти граждане не несут военную службу в рядах Вооруженных Сил РФ (согласно Конституции РФ это обязанность только граждан РФ), но на них распространяется конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, беречь памятники истории и культуры. Иностранные граждане обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать законы, действующие на территории России.

Иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом иностранный гражданин, незаконно находящийся в Российской Федерации, подлежит учету, фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных. Закон устанавливает порядок передачи и приема иностранных граждан в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии.



Сотрудники дипломатических и консульских представительств и члены их семей обладают иммунитетом и привилегиями, установленными международным правом, вследствие чего юрисдикция Российской Федерации на них не распространяется. Некоторые категории лиц (лица, обладающие консульским иммунитетом, члены экипажей самолетов и морских судов, военнослужащие, находящиеся в России по долгу службы) подчиняются юрисдикции Российской Федерации в определенных пределах.

Перемещения иностранных граждан, связанные с их въездом в Россию, транзитным проездом, передвижением потерритории России, при измененении места жительства регулируются Федеральным законом О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (в редакции от 23 декабря 2010 г.). Предусмотрены уведомительный и разрешительный порядок регистрации по месту жительства, права и обязанности таких лиц, ответственность за нарушение правил миграционного учета.

Введенные в 2006 г. изменения в законодательство об иностранных гражданах существенно улучшили регулирование процессов трудовой миграции в России. Предусматривается возможность самостоятельного получения иностранными гражданами, прибывшими в Россию в безвизовом порядке, разрешений на работу в 10-дневный срок со дня подачи заявления. Работодателям предоставляется право привлекать таких иностранных работников без получения разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы и исполнения связанных с его получением обременений при условии соответствия иностранного работника установленным законодательством обязательным требованиям к состоянию здоровья, профессии, специальности и квалификации.

В целях регулирования миграционных потоков иностранных граждан, прибывающих в Россию в порядке, не требующем получения визы. Правительству РФ предоставляются полномочия по увеличению или сокращению установленного 90-суточного срока временного пребывания в Российской Федерации как в целом, так и на территории одного или нескольких субъектов РФ для отдельных категорий временно пребывающих иностранных граждан. Новые миграционные квоты позволят учитывать не только количественные, но и качественные (профессия, квалификация) характеристики трудовых мигрантов, регулировать миграционные потоки на уровне Российской Федерации и уровне субъектов РФ.



Квота на выдачу разрешений на осуществление трудовой деятельности может устанавливаться Правительством РФ для всех категорий иностранных работников с учетом социально-экономического развития Российской Федерации, потребности в привлечении иностранных работников, эффективности использования иностранной рабочей силы и ее вклада в экономику и социальную сферу страны. Ежегодно постановлением Правительства РФ утверждается квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в порядке, не требующем визы.

Закон устанавливает, что временное проживание иностранцев по квоте Правительства РФ разрешается на три года. Но некоторые категории получают разрешение без учета квоты (состоявшие в гражданстве СССР или родившиеся в России, имеющие детей, состоящих в гражданстве РФ, состоящие в браке с гражданином РФ и др.).

В целях борьбы с нелегальной эмиграцией Российской Федерацией в марте 2007 г. ратифицировано Соглашение с Европейским Сообществом о реадмиссии, предусматривающее выявление и возвращение лиц, которые не соответствуют условиям въезда на территорию Российской Федерации или на территорию одного из государств ЕС либо условиям пребывания или проживания на данных территориях.

Российская Федерация правопреемник и правопродолжатель Российского государства, Российской республики, РСФСР и СССР. Эта непрерывность (континуитет) российской государственности отражается на институте российского гражданства, порождая особый порядок приобретения гражданства, государственной поддержки, правовой защиты в отношении граждан РФ, постоянно проживающих за рубежом, или выходцев из России (эмигрантов), состоявших в гражданстве России или СССР, но ставших гражданами другого государства или лицами без гражданства. Эти лица, как и их потомки, называются соотечественниками, и их правовое положение регулируется Федеральным законом О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом (в редакции от 23 июля 2010 г.).



Указанный Закон закрепляет порядок и основания признания и подтверждения принадлежности к соотечественникам, принципы и цели государственной политики России в отношении соотечественников. Соотечественники имеют право на приобретение гражданства РФ в упрошенном порядке. Россия способствует сокращению числа лиц без гражданства среди соотечественников, а органы государственной власти содействуют добровольному переселению соотечественников в Россию. Установлен порядок приобретения российского гражданства для каждой группы соотечественников и формы государственной поддержки в области основных прав и свобод человека и гражданина, в экономической и социальной областях, в области культуры, языка и образования, в области информации.

Основы правового положения неграждан в Российской Федерации

Иностранные граждане это лица, не являющиеся российскими гражданами и имеющие доказательства гражданства иностранного государства (если есть и то, и другое, это состояние двойного, множественного гражданства, что регулируется иначе).

Особенности правового положения иностранцев в России зависят от того, находятся они в этой стране временно или проживают постоянно, присутствуют в стране законно или являются нелегальными иммигрантами, от договоров России с тем или иным государством. Особой категорией иностранных граждан являются главы и сотрудники дипломатических представительств и консульств. Они имеют определенные привилегии и иммунитеты, установленные российскими законами и международными соглашениями. Однако в отношении всех иностранных граждан, лиц без гражданства, с множественным гражданством существует общий принцип: они должны соблюдать законы страны пребывания, их деятельность не должна наносить ущерба интересам Российского государства, законным интересам граждан РФ и других лиц. Иностранец, проживающий в России, должен иметь доход, позволяющий содержать себя и семью.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25 июля 2002 г. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации. Он распространяется и на лиц без гражданства, если в отношении них не действуют специальные правила. Срок пребывания иностранного гражданина в России определяется сроком выданной ему визы, а срок временного пребывания в порядке, не требующем визы, не может превышать 90 дней. В данном случае введен уведомительный порядок при приглашениях: приглашающая сторона уведомляет об этом соответствующий федеральный орган. Для заключивших трудовое или гражданско-правовое соглашение по выполнению работ или услуг срок временного пребывания продлевается на срок договора, но не более чем на год. От этого порядка следует отличать временное проживание иностранца в России. Такое разрешение иностранцу выдается сроком на три года (но в пределах квоты, число таких лиц утверждается Правительством РФ). Отказ в выдаче разрешения на временное проживание возможен, в частности, если иностранец поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность, осужден, не может содержать себя и свою семью в пределах прожиточного минимума, не имеет жилого помещения. В течение срока действия разрешения на временное проживание иностранцу может быть выдан вид на жительство (с 14 лет) с фотографией (дети до 14 лет вносятся в вид на жительство родителей). Он дает право на постоянное проживание в Российской Федерации. Вид на жительство выдается на пять лет и может неоднократно продлеваться.



Иностранец может быть приглашен в Российскую Федерацию любым физическим лицом, организацией, в том числе для обучения и трудовой деятельности, но приглашения оформляются официально и выдаются федеральным органом исполнительной власти. Приглашения для трудовой деятельности оформляются особо в размере квоты (числа лиц), ежегодно утверждаемой Правительством РФ (на 2003 г. квота составляла 530 тыс. человек, на 2004 г. 213 тыс. с резервом 20 тыс. 332 человека), на 2006 г. 329 300, на 2008 г. 140 790 человек (с распределением по субъектам РФ), на 2009 г. первоначально 3,9 млн, но затем это число сокращено. До оформления приглашения работники центров занятости дают заключение о целесообразности приглашения иностранной рабочей силы, и если в регионе есть незанятые лица, стоящие на учете для получения работы, в приглашении может быть отказано. О приглашении иммигрантов на работу в соответствии с квотой Правительства РФ необходимо уведомлять Федеральную миграционную службу (вместо прежнего разрешения). При законной иммиграции иностранцу выдается особый документ — иммиграционная карта.

Проживающие в России иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правом на труд, на предпринимательскую деятельность, на отдых, на образование, правом собственности и другими социально-экономическими и культурными правами. Они вправе вступать в профсоюзы, кооперативы, спортивные и другие объединения (кроме политических), если это не противоречит их уставам. Иностранцы и лица без гражданства пользуются личными конституционными правами (свобода совести, неприкосновенность личности, жилища и др.), могут вступать в брак с гражданами РФ и другими лицами (во всех случаях иного пола), вправе обращаться в суд.

Иностранцы и лица без гражданства не могут участвовать в выборах в органы государственной власти, в референдумах Российской Федерации и субъектов РФ (но, как говорилось выше, при определенных условиях, на основе международных соглашений и взаимности вправе участвовать в местных выборах и референдумах), не могут быть членами политических партий, занимать государственные должности. В соответствии с российским законодательством иностранцы не вправе иметь контрольный пакет акций в электронных средствах массовой информации (на газеты, журналы это ограничение не распространяется). Ограничено право собственности иностранцев на землю. Некоторые рабочие места могут быть закрыты для иностранцев (иностранец не может быть командиром воздушного судна, работать ведущим на радио и телевидении, иностранцы не могут быть приняты на любую работу в военные городки, объекты, связанные с государственной тайной, организации, связанные с ядерным производством), а преимущества при приеме на разрешенные виды работ могут отдаваться собственным гражданам. Для посещения ряда объектов иностранцам требуется разрешение (территории закрытых административно- территориальных образований, военных городков, пограничных зон, объекты, на которых размещены органы государственной власти, есть ограниченные зоны в субъектах РФ и др.). Запрещена деятельность иностранных торговцев на розничных рынках.



Иностранцы наравне с гражданами РФ несут многие обязанности. Они обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать законы, платить налоги, бережно относиться к природным богатствам, беречь памятники истории и культуры, однако они не обязаны служить в армии. За совершение преступлений, административных или иных правонарушений на территории РФ иностранцы и лица без гражданства несут ответственность наряду с гражданами РФ. Эта ответственность не распространяется на лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом.

При нарушении иностранцами сроков пребывания в России к ним может быть применена депортация — административное выдворение (без судебного решения) за пределы России. Меры по выдворению таких иностранцев и лиц без гражданства могут осуществлять федеральные органы МВД России, ФСБ России, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, Министерство здравоохранения и социального развития РФ и др. (всего девять министерств и ведомств).

Право на политическое убежище

Политическое убежище в России предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 26 июля 1995 г. При этом предоставление убежища тем или иным лицам не должно рассматриваться как недружественный акт по отношению к другим государствам. Политическое убежище предоставляется лицам, преследуемым (если есть реальная угроза преследования) в стране их гражданской принадлежности или обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые соответствуют общедемократическим принципам, признанным мировым сообществом, и нормам международного права. Оно не предоставляется, если действия, совершенные лицами, просящими убежища, признаются в России преступлением, противоречат целям и принципам ООН, а также если это лицо представило заведомо ложные сведения, имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется, прибыло из страны с устоявшимися демократическими традициями в области защиты прав человека или с которой Россия имеет соглашение о безвизовом пересечении границ.



Ходатайство о предоставлении политического убежища подается на имя Президента РФ. Предоставление политического убежища осуществляется указом Президента РФ. Лицу, получивщему убежище, выдается свидетельство и оформляется вид на жительство. Такое лицо пользуется правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами РФ с учетом ограничений, установленных законами или международными договорами РФ.

Выдача (экстрадиция) граждан РФ не допускается, как и в других странах. Не допускается выдача лиц, преследуемых за политические убеждения или за действия, не признаваемые в России преступлениями. Экстрадиция других лиц, обвиняемых в совершении преступлений в других странах, и передача осужденных для отбывания наказания в других странах возможна на основании федерального закона или международного договора РФ (ч. 2 ст. 63 Конституции РФ).

Органы ведающие делами о гражданствеПризнание гражданства Приобретение гражданства РФ: основания и способы приобретения

Гражданство по рождениюГражданство и бракДвойное гражданство в России Правовое положение и статус иностранцев в РФ Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцевПраво на политическое убежище. Экстрадиция Основания прекращения гражданства РФ

О admin

x

Check Also

Иммиграционная Карточка Украины Бланк

Чем грозит просроченная миграционная карта Миграционная карта — это документ, заполнять который должен практически каждый иностранец, прибывший в нашу страну на длительный срок. Поэтому и существует миграционная карта для граждан ...

Что делать если просрочена миграционная карта-Полезная информация для всех

Что делать если просрочена миграционная карта? Что делать если просрочена миграционная карта? Миграционная карта документ в котором фиксируются срок пребывание иностранцев.При пересечении границы Российской Федерации карта оформляется сроком в 90дней. ...

Миграционная Карта Образец России

Миграционная Карта Образец России Непременная процедура, которую вынуждены проходить иностранцы при пересечении российской границы, – это паспортный контроль, который . Миграционная карточка России состоит из двух. Образец миграционной карты в ...

Прописка иностранного гражданина (регистрация) — по месту пребывания, с видом на жительство, закон, в квартире, адресу, штраф — lingvoprogress

Прописка иностранного гражданина (регистрация) по месту пребывания, с видом на жительство, закон, в квартире, адресу, штраф Прописка иностранного гражданина регистрация по месту пребывания с видом на жительство закон в квартире ...

Штраф за просроченную регистрацию иностранного гражданина и ответственность за фиктивную прописку

Просроченная или фиктивная регистрация иностранного гражданина: ответственность и размер штрафа Любое государство старается осуществлять контроль за перемещениями граждан по своей территории. Особенно это касается тех стран, которые сталкиваются с активной ...

У ИГ просрочена миграционная карта РФ — Форум проекта Россия-Украина

СоцПроект Россия-Украина Я и моя несовершеннолетняя дочь — граждане Украины. Каждые три месяца пересекаем границу для получения миграционной карты. Однажды мне пришлось выезжать без дочери и теперь у меня есть ...

Просрочена миграционная карта в России: что делать

Просрочена миграционная карта При въезде на российскую границу практически любым приезжим из постсоветских стран заполняется миграционная карта, это делается при любых сроках и целях поездки. Этот бумажный бланк будет являться ...

Штраф за просроченную регистрацию иностранного гражданина

Просрочена регистрация иностранного гражданина. Что делать? Временная и постоянная регистрация оформляется в Федеральной миграционной службе. Там же происходят все переоформления и продление прописки. Довольно не редко коренные жители, юридические лица ...

Штраф за просроченную миграционную карту в 2017-2018 годах: что делать

Просроченная миграционная карта В соответствии с законом О порядке въезда в РФ и выезда из РФ #8470; 114-ФЗ от 15.08.1996 года, миграционная карта действует в течение трех месяцев с момента ...

Просрочена миграционная карта — что делать, если срок закончился

Просрочена миграционная карта РФ что нужно делать Миграционная карта собой представляет документ-основание для граждан безвизовых держав пресекать границу РФ. Бланк заполняется до момента проверки документов, с его помощью ФМС может ...

Просрочена миграционная карта в России

«БЕККО»ПОЛУЧЕНИЕ МИГРАЦИОННОЙ КАРТЫ БЕЗ ОЧЕРЕДИ И ПРЕДОПЛАТ! +7 (812) 448-86-98 +7 (962) 722-52-72 Главная Миграционная карта Просроченная миграционная карта — что делать Просроченная миграционная карта — что делать Миграционная карта ...

На пару дней просрочена миграционная карта

На пару дней просрочена миграционная карта Что делать если просрочена миграционная карта? Также вас будут обязаны выдворить из страны и еще наложить запрет на въезд на эту территорию на определенный ...

Просрочена миграционная карта: что делать, штраф

Что делать, если миграционная карта была просрочена? Миграционная карта (МК) – документ, позволяющий гражданам из безвизовых стран легально пересекать Государственную границу России. Бумага обычно заполняется заранее, чтобы к моменту начала ...

Когда предусмотрена необходимость миграционной карты

Когда предусмотрена необходимость миграционной карты Иностранцы в Казахстане: использование миграционных карточек рефрижераторных, локомотивных, и лицам, сопровождающим грузы, следующие железнодорожным транспортом; пассажирам поездов, следующим транзитом через территорию Республики Казахстан (например, если ...

Просрочена миграционная карта: что делать, если закончился срок

Просрочена миграционная карта России – что делать? Миграционная карта является тем самым документом, на основании которого граждане безвизовых государств могут пересечь российскую границу. Заполняется бланк заблаговременно, до начала прохождения проверки ...

Что делать, если миграционная карта России просрочена?

Что делать, если просрочил миграционную карту РФ? Миграционный документ выдается иноземцам, которые приезжают в РФ из безвизовых стран. Данную форму обязательно необходимо заполнить при пересечении границы. Это разрешение выдается, прежде ...

На сколько дней можно просрочить миграционную карту

На сколько дней можно просрочить миграционную карту Как украинцу находиться в России более 90 дней Однако, по факту, статус беженца мало кому предоставляется и люди должны жить в России на ...

Если просрочена миграционная карта

Если просрочена миграционная карта Если просрочена миграционная карта Отметки о выезде-въезде проставляются должностными лицами органа пограничного контроля в момент пересечения границы РФ иностранным гражданином / при прохождении паспортного контроля. 2013-2016 ...

Реферат: Трудовая миграция в РФ — Банк рефератов, сочинений, докладов, курсовых и дипломных работ

Трудовая миграция в РФ В эпоху глобализации национальные экономики, по существу, вовлекаются в единый мировой воспроизводственный процесс. При этом функционирование глобальной экономики во многом зависит от формирования международного рынка труда ...

Особенности миграционных процессов в современном российском обществе: региональный аспект (на материалах Читинской области) — часть 3, Авторская платформа

Особенности миграционных процессов в современном российском обществе: региональный аспект (на материалах Читинской области) часть 3 В параграфе 1.2. Основные типы миграции в современных условиях автор рассматривает типы миграции, теоретические и ...

Международная миграция трудовых ресурсов: понятие, причины, современные тенденции развития и экономические последствия (курсовая работа) — На 5 баллов

Трудовая миграция: понятие, причины и тенденции Курсовая работа: 39 стр., 5 табл., 18 источников. МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ, МИГРАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС, ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ, РЫНОК ТРУДА, ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА. Объектом исследования является Республика Беларусь и ...

Международная трудовая миграция

Международная миграция трудовых ресурсов и ее значение Люди на протяжении веков ищут для себя максимально выгодные и удобные условия проживания, трудоустройства, развития и реализации собственных возможностей. Мировая практика показывает, что ...

Понятие и виды трудовой миграции, Публикация в журнале Молодой ученый

Понятие и виды трудовой миграции Рубрика: Государство и право Дата публикации: 17.12.2014 Статья просмотрена: 8453 раза Библиографическое описание: Рыжкова А. Н. Понятие и виды трудовой миграции // Молодой ученый. #151; ...

Причины и тенденции трудовой миграции в современном мире — Понятие миграции в современном мире

Причины и тенденции трудовой миграции в современном мире Причины миграции рабочей силы могут быть различными. За последние годы все большую роль стали играть экономические причины: поиск работы, повышение доходов, уровня ...

Рейтинг@Mail.ru