Главная 24 Говорит история 24 Были ли у Степана Разина сокровища

Были ли у Степана Разина сокровища

Были ли у Степана Разина сокровища

На славу погулял удалой атаман, кораблей поразбивал, да купцов и богатеев в синем море потопил. Во время походов за зипунами награбили разинцы несметное количество добра, большая часть которого превратилась в клады. Бесконечным кажется количество мест, где Стенька якобы спрятал свои сказочные богатства.

По преданию самый большой клад зарыт у села Шатрашаны в Сурском районе Ульяновской области (ранее Симбирская губерния). По легенде ссаженный с судна больной бурлак повстречал в лесу старика, к которому попросился на ночлег. Тот сначала не пускал, а потому разрешил со словами: Оставайся, коли не боишься? Чего бурлаку опасаться-то? Брать-то у него нечего, голь перекатная. А наутро старик решил представиться. Стенька, говорит, Разин. Великий грешник. Смерти не знаю и здесь за грехи свои муки терплю.

По легенде дал старик-Стенька бурлаку грамотку с четкими инструкциями, сколько, чего и как взять из клада. Перво-наперво часть клада раздать нищим и в церкви. Затем взять заговоренное ружье из клада, спрыг-травой заряженное, со Стенькиной смертью, пальнуть из него да трижды прокричать: Степану Разину вечная память! В ту же минуту кончатся мучения атамана, и упокоиться его душа с миром. Да вот только беда – не тот человек встретился. Не дался клад неграмотному бурлаку. Отдал он грамотку другому человеку, клад от того в землю и ушел.

Добра у стенькиной вольницы было столько, что закапывали его по буграм да по холмам. В бывшем Царицынском узде (ныне Саратовская область) недалеко от села Песковатки есть курган, в котором, по легенде, Стенька спрятал целый корабль как есть, набитый золотом и серебром. Атаман завел корабль по воде на мель, а когда вода ушла, наметал курган. Для приметы вербу посадил. Народ знал, что в кургане клад спрятан, да вот только копать страшился – при каждой попытке нечисть всякая выскакивала, которая, видать, добро стенькино стерегла.

Недалеко от деревни Банновка у обрыва на Волге, между селом Золотым и устьем реки Большой Еруслан есть так называемый Бугор Стеньки Разина. Место это, по словам местных жителей, еще в начале века можно было легко углядеть на закате солнца.

Говорят, там была атаманова канцелярия. Якобы Разин со своей ватагою долгое время стоял на указанном бугре. Роскошный шатер, обитый бархатом да шелком, на вершине бугра – кресло-трон с насечками из слоновой кости, с которого атаман высматривал на Волге новые жертвы. Клад тут, говорят, был зарыт сказочный, вот только кроме человеческих костей ничего найти пока не удалось.

В десяти-двенадцати километрах от деревни Даниловки Саратовской области есть гора и ущелье, именуемые в народе Стенькина тюрьма или Дурман. Упоминание о них можно найти в путеводителе начала прошлого века.

Клад, зарытый на Дурман горе, пытались найти даниловские крестьяне, к которым попала кладовая грамота одного из разинских есаулов. Искать клад решили на Пасху. Недолгие поиски места увенчались успехом. Помолились да начали рыть. И тут началось необъяснимое: сначала крестьян чуть не затоптало стадо бешеных коров, затем налетела буря, из которой выскочили три разбойника, вооруженные дубинами.

Испугавшиеся крестьяне, побросали лопаты и дали деру. Вернувшись на следующий день, обнаружили только отпечаток от сундука да следы от повозки немецкого производства.

Свои поиски ротмистр Гатчинского полка Ящеров начал в 1893 году. Он выбил разрешение на проведение работ по поиску клада у Императорской археологической комиссии в Петербурге. С помощниками он отправился на Волгу поздней осенью, но зима нарушила планы кладоискателей.

В это время появились данные о том, что в районе волжских сел Печи и Михайловка было найдено подземелье, вход в которое преграждали дубовые двери, запертые на засовы и замки. По предположениям подземелье было оборудовано вентиляционной трубой, в которую провалилась лошадь, пахавшая землю. В отверстие размером в колесо спустились два смельчака.

Первого вытащили с искаженным от ужаса лицом. Той же ночью он умер. Второй был местным псаломщиком, он продержался в подземелье несколько минут, и, невзирая на ужас, успел-таки разглядеть те самые двери.

Новую попытку найти разинские сокровища Ящеров предпринял в 1904 году. За свое упорство он был вознагражден. Им был найден камень с тайным знаком и остатки плотины, рядом с которой якобы находилась затопленная лодка с сокровищами. Вот только снова делам Ящурова помешали – на этот раз русско-японская война, с которой офицер не вернулся.

Еще одна попытка найти клад Стеньки Разина относится к 1914 году. Близ царицынской церкви Святой Троицы в Волгограде земля ушла на 4 метра. На дне провала нашли захоронения. Сторожилы припомнили, что, якобы, когда-то на этом месте был сооружен тайный подземный ход, который вел из города к самой Волге, куда приплывали груженые добром расписные Стеньки Разина челны.

Поиски клада не увенчались успехом – при попытках пройтись по подземному ходу, земля начинала обваливаться. Желающих отдать свою жизнь за стенькины сокровища не нашлось!

Сохранился рассказ участника боев под Сталинградом, капитана 1 ранга Бессонова. По его словам, в результате налета фашистских бомбардировщиков, осыпался волжский берег. Бойцы заметили оголившиеся стволы старинных пушек, которые были плотно сложены в ряд. Дуло одной из пушек откололось, и из него высыпались сокровища: серьги, браслеты, жемчуга, перстни, серебряные и золотые предметы, которые стремительно исчезли за пазухами солдат.

Предположили, что это могут быть сокровища самого Стеньки Разина. Непродолжительные попытки извлечь пушки из промерзшей земли под обстрелом противника не увенчались успехом. Вскоре началось наступление, и стало как-то совсем не до клада.

Кстати, Разин любил прятать драгоценности в порченых пушках, забивая их стволы кляпами и зарывая на волжских берегах. Место клада отмечалось ориентиром, а описание места заносилось в грамоту. Вот только даже под страшными пытками, которые претерпел Разин перед четвертованием, он не назвал ни одного такого места.

О admin

x

Check Also

В изоляции

Работа с личной самооценкой невротика (без контроля психотерапевта) часто выливается в формирование новых альтернативных миров, субъективных реальностей. С одной стороны подобные выдуманные топосы обладают более комфортным климатом для функционирования хрупкого эго, а с другой – могут способствовать эволюции невроза в шизофрению.

В другом направлении

Если страну свою не знать, то ее и полюбить нельзя. У одного береза белая, у другого степь, а у третьего ледяная пещера. Надо это вкупе пытаться впитать, а уж потом Европа и все остальное.

В доме Царя Небесного

Идя в церковь, думай, что ты в дом Царя Небесного идешь, где со страхом и радостью стоять должно, так как на небе пред Небесным Царем. Святитель Тихон Задонский. Конечно, Российская Федерация – светская страна.

В гостях у святого Николая

Турция – необычная страна, хранящая массу загадок, но есть в ней место, особенно дорогое русскому сердцу. Сюда приезжают каждый год миллионы паломников. Мы в Мире Ликийской, в месте, где жил, проповедовал и обрел свой земной покой святитель Николай Чудотворец.

В Гефсиманском саду

…Этот сад был в селении, называемом Гефсимания, что недалеко от Иерусалима. Иудеи называли его гат шманим, что значит масличный пресс. Действительно, здесь была роща чудесных олив.

Было ли похмелье на Руси

Питие есть веселие на Руси…, - сообщает нам Повесть временных лет. Русский народ издревле ценил и уважал умение человека пить, веселиться, гулять на пирах и при этом не терять голову, а пьяниц и буянов пить не умеющих принято было бросать с мостов в студеную воду, дабы побороли скотство.

Было ли на самом деле татаро-монгольское иго на Руси

Было ли на самом деле татаро-монгольское иго на Руси Существуют две полярные и по-своему обоснованные точки зрения на тему существования монголо-татарского ига на Руси. Одна утверждает, что иго было многовековым и жестоким вторая говорит о том, что ига не могло существовать по определению.

Было ли на Руси рабство

Наверное, многие из нас еще со школьных времен затвердили, что крепостное право в России было отменено еще в 1861 году. Но на самом деле традиции работорговли существовали во всем мире издавна.

Было ли на Руси многоженство?

Семейная жизнь человека Древней Руси достаточно сильно отличалась от нынешней, – писал В. В. Долгов, автор научного труда Древняя Русь: мозаика эпохи. Коренное отличие кроется в форме брака.

Были у русских родственные браки

Родственные браки на Руси не поощрялись ни в языческий, ни в христианский период. Хотя, разумеется, более строго они стали регламентироваться уже в эпоху христианства.

Были ли у Сергея Есенина романы с мужчинами

Непростая, двусмысленная дружба Сергея Есенина и Николая Клюева началась еще на заре творческого пути великого русского поэта. Тогда еще совсем юному Сергею приходилось очень несладко.

Были ли у Наполеона двойники

Как известно, у многих правителей были двойники, которых они иногда использовали в своих целях. Были они якобы и у Наполеона Бонапарта. Существует легенда, что человек, умерший на острове Святой Елены, вовсе не император, а его копия.

Были ли татаро-монголы мусульманами

Монгольская империя в период своего расцвета обладала самыми большими в мире смежными территориями, это было образование, раскинувшееся практически на половину евразийского континента.

Были ли русские на самом деле ленивыми

Лень – одна из главных черт русского характера - именно так с древних времен и до наших дней думают о нашем народе иностранные наблюдатели. Но как у них сложился такой стереотип и почему он живуч до сих пор? Европейцы, американцы, а также трудолюбивые азиаты уверены, что русские склонны к безделью и лени, потому что они по природе — созерцатели.

Были ли различия между русскими и малоросскими семьями

Были ли различия между русскими и малоросскими семьями И в России, и на Украине всегда уделяли значительное внимание воспитанию подрастающего поколения. Хотя принципы этого воспитания во многом совпадали, были и некоторые различия, порой довольно существенные.

Были ли на шлеме Невского слова из Корана

Тайны любят окружать не только живых существ, но и неодушевленные предметы. Шлем Александра Невского, который хранится в Оружейной палате Московского Кремля, из этого числа.

Были ли манси мусульманами

Официально считается, что народность манси сложилась тысячелетия назад после смешения различных неолитических племен, занимающихся на Урале рыболовством и охотой, и скотоводов-угров, нагрянувших на Урал с юга, а народность ханты представляет собой коренное население Урала.

Были ли грузины рыжими и голубоглазыми

Рыжих людей на Земле мало, их всего около 2% населения Земли. Многие наблюдатели действительно уверяют, что среди грузин есть светлые и рыжие люди, и что в Грузии существует миф о том, что раньше местное население всё поголовно было высокими, голубоглазыми блондинами.

Были ли вятичи иудеями

Чтобы понять, какими были коренные москвичи, нужно представить вятичей. Это племя стало основой московского населения первой волны. С вятичами далеко не все так просто. До конца даже неясно, кем они были: язычниками или иудеями.

Были ли венчаны Екатерина и Потёмкин

Существует легенда, пo кoтoрoй Екатеpина и Пoтёмкин были тайнo oбвенчаны в 1774 гoду: pусский истopик и литеpатуpoвед Якoв Баpскoв в пpедислoвии к письмам импеpатpицы пишет, чтo эту тайну Воронцову сooбщила гpафиня Aлександpа Бpаницкая, любoвница Пoтёмкина, oна же пеpедала Вopoнцoву цеpкoвнoе свидетельствo o венчании, кoтopoе хpанилoсь у матеpи князя Елизаветы Ксавеpьевны.

Были ли вандалы славянами

Имя вандалов – варваров, учинивших двухнедельный разгром города Рима, давно стало нарицательным. Но что на самом деле произошло в 455 году? И откуда взялись племена, которые многие древние историки называют славянами.

Были ли Александр I и старец Фёдор Кузьмич одним лицом?

Были ли Александр I и старец Фёдор Кузьмич одним лицом? Почти два столетия живет в народной памяти предание об императоре Александре I: будто бы он не умер в 1825 г. в Таганроге, а отрёкся от престола и отправился странствовать по Руси в облике праведного старца Фёдора Кузьмича.

Была ли святой Матрона Московская

Блаженная старица Матрона Московская является одной из самых почитаемых святых в России. Вспоминаем главные факты жизни подвижницы. Матрона появилась на свет в 1885 году в бедной крестьянской семье.

Была ли Россия в XVII веке английской колонией?

В 1914 году санкт-петербургский архивист Инна Ивановна Любименко, знаток русско-британских торговых связей рубежа XVI-XVII столетий, работая в английском спецхране, обнаружила странные материалы и почти сразу же поняла, что держит в руках настоящую историческую бомбу.

Рейтинг@Mail.ru